Бренд Nokia

25 Ноя 2010 | Автор: | Комментариев нет »

Бренд NokiaВ не очень далеком 2000 году всемирно известный жур­нал Business Week присвоил компании Nokia звание лиде­ра в сфере высоких технологий. И одно можно утверждать точно — «регалия» заслуженная. К концу столетия и по сути целого тысячелетия в международном рейтинге брен­дов первые четыре места принадлежали американским ком­паниям. Среди них был бренд Coca-Cola и еще три гиганта ком­пьютерной индустрии, включая Microsoft. Ну, а кто же был пятым? Бесспорно, европейский конгломерат Nokia.

На 6-11-м местах расположились опять же американ­ские компании, и лишь на 12-м месте обосновался мировой автомобильный холдинг Mercedes. Всем остальным конкурентам Nokia не снилось не то что пятое место, но и в тридцатку-то никто не попал, и это, несмотря на их известность и достаточно серьезные производственные ус­пехи. А ведь Nokia получила пальму первенства неожи­данно: компания просто взяла и вскочила в первые ряды из второго или даже из третьего эшелона.

На данный момент Nokia — ведущий игрок мирового рынка мобильных телекоммуникаций, а также одна из самых (если не самая!) богатых европейских компаний. Путь к этому результату был длинным. Рассмотрим его основные вехи. Начинаем путешествие по сказочной мо­бильной истории Nokia.

Всё дело в бумаге

История создания ведет свое начало с 12 мая 1865 года, когда финский горный инженер Фредерик Идестам по­лучил от правительства разрешение на строительство частной фабрики по выпуску древесной массы. Nokia возводилась на берегу реки, которая носила то же назва­ние, что и будущая фирма. Кстати, основные природные богатства страны — бескрайние леса и озера — создава­ли идеальные условия для развития подобного бизнеса. Они и стали одной из причин образования предприятия Nokia Corporation, превратившегося вскоре из малень­кой фабрики-мельницы в целый целлюлозно-бумажный комбинат. Толчком к такому скорому развитию дела в середине 1860-х послужил бурный рост промышленнос­ти, а также индустриализация, повлекшая за собой по­вышение потребности в бумаге и картоне для крупных развивающихся городов и офисов. Несколько позже на месте комбината вырос целый город — Nokia.

Со дня основания целлюлозно-бумажного предприя­тия количество производимых товаров непрерывно по­вышалось. Бумага от Nokia стала поставляться в Рос­сию, позже в Англию, Францию, Данию, Польшу и даже на проблемный Восток — в Китай.

Резиновые инновации

Между тем в Соединенных Штатах Америки неожи­данно закончилась «резиновая горячка», начавшаяся еще в 1830-х годах. Она сильно подорвала экономику страны, многие инвесторы потеряли довольно крупные части своих капиталов — десятки миллионов долларов. Однако в Филадельфии (штат США) некто Чарльз Гудьер, несмотря на кризис, продолжал проводить экспери­менты с резиной. Именно он в феврале 1839 года от­крыл явление под названием «вулканизация», а также изобрел водозащитную резину, способную противосто­ять самым различным природным условиям. Вскоре инновация распространилась по всему миру. Появились первые изделия из нового вида резины: дождевики, про­резиненная обувь, шины для автомобилей.

Нараставшая индустриализация на первый план вы­двинула потребность в новых средствах производства. Ста­ло появляться оборудование, изготовленное с примене­нием недавно открытого, но очень перспективного мате­риала — резины. В Финляндии основным производителем резины была компания Finnish Rubber Works (FRW). Пред­приятие быстро развивалось, и вскоре ему понадобились новые земельные участки для расширения производства. Руководство фирмы решило переместить свою основную деятельность из Хельсинки в сельскую местность. Выбор пал на соседний с Nokia участок. И не случайно.

Для изготовления резины требовалось огромное коли­чество электроэнергии. Компания FRW могла получить ее по недорогой цене непосредственно у Nokia, которая, в свою очередь, могла позволить себе продажу части соб­ственных энергоресурсов сторонней компании. К тому времени Nokia уже обзавелась собственной гидроэлектро­станцией, основным ресурсом для которой стала речушка с одноименным названием, и отдавать часть электроэнер­гии на сторону для Nokia было совсем необременительным.

В 1912 году в столице Финляндии Хельсинки откры­лась фирма под названием Finnish Cable Works, производившая кабели, через которые передавались звук и элек­тричество. Предпосылками ее появления стали увеличи­вающаяся потребность в транспортировке электроэнергии, а также развитие телеграфных и телефонных сетей. Дол­гое время компания оставалась монополистом в сфере своей деятельности, что обеспечило ее быстрое развитие и беспроблемное процветание.

Образованый в 1920 году конгломерат Nokia Group, состоящий из трех фирм — Nokia Corporation, Finnish Rubber Works и Finnish Cable Works, явился следствием участившихся финансовых потрясений в стране и в мире: «бурные 20-е», Великая депрессия, разнообразные вой­ны. Основатели объединенной группы решили общими силами противостоять абсолютно любым кризисам.

Стоит заметить, что таким образом Nokia потеряла часть своей корпоративной автономии, но символично другое: компании удалось сохранить имя — Nokia, которое стало общим «фундаментом» и логотипом для трех фирм.

Позже компания по производству кабелей убедила груп­пу освоить новый для нее сектор — строительство элект­ростанций. Совсем скоро, в 1920-1930 годах, Nokia лиди­ровала практически во всех направлениях своей деятель­ности во многом благодаря ведущейся ею грамотной политике: когда один сектор экономики находился в упад­ке, другой усиленно развивался. Именно этот факт стал основополагающим в дальнейшей эволюции корпорации.

В Советский Союз Nokia пришла в 1960-е годы, когда уже окончательно сформировался объединенный конгло­мерат, в который входили все те же три предприятия: Nokia, FRW и FCW. Объединенная группа компаний ра­ботала в четырех отраслях: лесная промышленность, про­изводство резины, кабелей и электронной техники. Ста­рые направления деятельности по-прежнему продолжа­ли приносить прибыль Nokia Group. Перспективное направление электроники помогло возродить конгломе­рату конкурентоспособность и стать чуть ли не лидером и в этой области.

Ориентация на современные технологии

Как уже упоминалось, в 1960-х электронное направле­ние стало ведущим в деятельности Nokia Group. В рамках расширения этого проекта был учрежден исследовательс­кий центр, к которому привлекли лучших сотрудников различных университетов и колледжей. Первые серьезные результаты работы электронного отделения появились очень скоро. Они касались связи, в том числе беспроводной.

В 1963 году компания разработала первый радиоте­лефон, а в 1965-м— устройство для передачи данных, что-то похожее на модем. В 1987 году Nokia выпустила мобильный телефон.

Аппарат Nokia не был открытием для рынка, посколь­ку подобные устройства уже существовали, но новый аппарат заметно отличался от собратьев большей легкос­тью и способностью к транспортабельности. Именно эти качества и известное имя помогли телефону Nokia завое­вать значительную часть рынка, а вместе с ним и часть потребительских симпатий.

Время шло. Потребности абонентов менялись, и в кон­це 1980-х годов остро назрела необходимость в замене существовавшего тогда аналогового стандарта сотовой свя­зи на цифровой. За короткий промежуток времени циф­ровой стандарт был разработан GSM (Global System for Mobile Communications), причем стандарт получился на­столько удачным, что вот уже более пятнадцати лет мы пользуемся именно им. Конечно, вскоре появились и другие стандарты цифровой связи, разнообразные аль­тернативы GSM, но ничто не могло затмить уже сделан­ный. Он и поныне, несмотря на многие свои недостат­ки, — самый популярный.

В 1989 году два финских телекоммуникационных опе­ратора объединились с Nokia для внедрения первой сото­вой сети GSM в массовое пользование. В 1990 году ком­пания Nokia обзавелась новыми кадрами: центральным событием стало назначение Йормы Оллила главой отде­ления мобильных телефонов Nokia.

1 июля 1991 года премьер-министр Финляндии по телефону Nokia сделал первый звонок в коммерческой сотовой сети GSM. Испытание сети прошло успешно, и вскоре генеральным директором компании Nokia едино­гласным решением был выбран Йорма Оллила.

В начале 1990-х Финляндию охватил значительный спад производства. Nokia Group встала перед сложным выбором: из всех направлений деятельности нужно было сконцентрироваться на чем-то одном. Йорма Оллила сде­лал довольно рискованный шаг — постановил сосредото­чить все производственные и промышленные мощности на телекоммуникациях. И только сейчас, по прошествии многих лет, когда компания Nokia является признанным лидером в этой сфере, становится ясно: принятое руко­водством Nokia решение оказалось верным.

Слагаемые успеха

Уже около десятка лет место лидера в постоянно раз­вивающейся мобильной сфере принадлежит компании Nokia. И сейчас, когда с каждым днем на рынок выходят все новые и новые компании, когда происходит объеди­нение нескольких мобильных воротил в одну корпора­цию (наглядный пример — Siemens и BenQ), финны не собираются сдавать завоеванных позиций. Они их нара­щивают: так, в 2005 году был продан двухмиллиардный телефон Nokia, и это при том, что конкуренты и до мил­лиарда-то не дотянули!

Их успех обусловлен следующими факторами. Грамотное строительство компании. Финнов всегда отличало постоянное стремление к росту и внедрению новшеств, расширенная сфера деятельности. Nokia — единственная компания в своей стране, которая с опре­деленного времени начала проводить последовательную политику создания полной цепочки самообеспечения: от производства и разработки новых изделий до самостоя­тельного продвижения марки, маркетинга, организации продаж. Именно многоликая диверсификация помогла фирме практически безболезненно пережить тяжелые в экономическом плане времена.

Хорошо подобранное имя. Для успешного продвиже­ния любого товара на рынке необходим продуманный собственный бренд, название, по которому сразу создает­ся определенное представление, отличающее его от дру­гих. И в Nokia это прекрасно понимали и понимают. Поэтому, освоив новую — мобильную — отрасль, компа­ния не стала называться по-другому, имя осталось пре­жним. Такое решение оказалось очень правильным: на данный момент в списке самых популярных марок Nokia занимает почетное место.

Постоянное развитие. Инновационная деятельность Nokia бесспорна. Главная цель компании — «шагать в ногу со временем», предлагать потребителю только са­мое лучшее, новое и проверенное. Почти каждый день Nokia выпускает что-то новое — сетевое оборудование, мобильные телефоны, смартфоны, цифровые аксессуары. Nokia — корпорация, проникающая во все сферы мобиль­ных технологий. Только таким методом всеобъемлюще­го контроля можно доминировать на рынке и иметь ус­пех у потребителей.

Лучшие технологии. Если речь заходит о каких-то новых технологиях или разработках, то Nokia — всегда в передовиках. Компания очень много внимания уделяет новым разработкам, а также вкладывает большие деньги в их последующее продвижение и непосредственно в их интеграцию. Лучшей разработкой фирмы является мак­симально удобная и, что главное, интуитивная организа­ция меню. По мнению многих специалистов, именно эта разработка дала толчок к превращению обычного ком­муникационного устройства — мобильного телефона — в информационный и развлекательный агрегат.

Признанными корифеями в мобильном строительстве считаются японские компании. Но здесь нужно сделать оговорку «...и финская компания Nokia, которая с са­мого начала развития современных телекоммуникаций находилась в числе признанных лидеров. «Общение все­гда и везде» — таков основной девиз Nokia. И это не про­сто слова, а тот принцип, которому безукоризненно сле­дует компания.

Первоклассный дизайн. На протяжении многих лет главным дизайнером Nokia остается Фрэнк Нуово. По­истине творческий человек (судя по дизайну многочис­ленных моделей Nokia), Фрэнк считает, что успех лю­бой телефонной модели должны принести не новые фун­кции, а удобство использования аппарата и красивый внешний вид. До сих пор в сознании большинства лю­дей мобильный телефон ассоциируется с часами, брело­ком, солнечными очками, но никак не с техническим устройством, а значит, определяющим фактором при выборе аппарата чаще всего является соответствие те­кущей моде. Поэтому Nokia большое внимание уделяет дизайну аппаратов.

Компания начала производить необычные телефоны более 10 лет назад. Одним из первых таких образцов мож­но назвать разноцветную Nokia 252 Art Edition. Преиму­щество телефонов Nokia состоит в том, что каждый аппа­рат имеет свою индивидуальность, благодаря которой он выделяется из общей массы. Помимо Фрэнка Нуово в фирме работают еще около 100 дизайнеров.

Особенность компании Nokia заключается в том, что, разрабатывая новую версию, она ориентируется на опре­деленного потребителя, предоставляя ему максимум ощу­щений комфорта от использования. Сегодня на рынке представлены модели для людей, активно занимающих­ся спортом, ведущих деловой или светский образ жизни.

Кстати, в июне 2006 года на смену Йорме Оллила при­шел на тот момент 54-летний Олли-Пекка Каласвуо, в 1980 году пришедший в компанию на должность корпора­тивного адвоката и доросший до вице-президента фирмы.

Однако компания Nokia всегда будет помнить годы правления Йормы Оллила — человека с необыкновенны­ми способностями и мышлением, сделавшего компанию мировым лидером в области современных технологий.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля

<
Google Plus
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

E-Mail: Day-Deneg.ru@yandex.ru

ICQ: 6060648восемь8

О сайте

DayDeneg.Ru это уникальный проект, на котором вы сможете найти бизнес-идеи разных тематик со всего света, подобрать типовой бизнес-план или выбрать понравившуюся франшизу из каталога, а так же оценить все прелести и хитрости креативной рекламы современности. Все это и много другой полезной информации по теме «малого бизнеса» вы всегда сможете найти на страницах нашего портала. Начните свой бизнес с нуля!