Как оформить уголок потребителя, что должно быть

В текущей статье рассматриваются вопросы, касающиеся оформления уголка потребителя. Иногда даже четко установленные законодательные нормы вызывают множество вопросов и сомнений со стороны ИП и компаний, оказывающих услуги населению.

Как оформить уголок потребителя

В обязанности таких субъектов входит и обеспечение наличия потребительского уголка.

Уголок потребителя понадобится при:

1. Законодательные аспекты оформления уголка покупателя

Все индивидуальные предприниматели и компании, которые оказывают населению услуги, обязаны иметь такой уголок. Данная обязанность установлена 9-й статьей Закона РФ № 2300-1, датированным 07.02.1992 г. (далее называемым просто Закон).

Причем название «уголок потребителя» не является жестко закрепленным. Его можно назвать «информация для покупателей», «уголок покупателя», «информационный стенд» или как-нибудь по-другому (на свое усмотрение). Главное – чтобы была размещена необходимая информация.

Вышеуказанная статья Закона требует довести до покупателя информацию о названии регистрирующего органа и наличии государственной регистрации продавца, данные об аккредитации и имеющихся лицензиях (если осуществляемая бизнес-деятельность подлежит аккредитации и/или лицензированию).

Десятый пункт правил продажи некоторых разновидностей товаров, утвержденных правительственным постановлением № 55 от 19.01.1998 г. (далее – просто Правила), дублирует требование о размещении перечисленной информации. Кроме этого, в потребительском уголке размещаются и сами Правила (п. 9 данного документа).

Каковы штрафы за нарушение оформления уголка потребителя?

Не предоставление вышеуказанной информации считается нарушением Правил продажи некоторых разновидностей товаров и карается административными мерами, указанными в ст. 14.15 Кодекса об административных правонарушениях. Штраф для организаций составляет 10-30 тыс. руб., для ИП – 1-3 тыс. руб.

Санкции можно попытаться оспорить, сославшись на то, что нарушение является малозначительным. Но только при условии, что в компании нет других нарушений, кроме отсутствия определенной информации на потребительском стенде. Также необходимо своевременно дополнить уголок необходимыми данными.

В 10-й статье Закона и 10-м пункте Правил нет прямой формулировки «уголок потребителя». Указанные документы устанавливают требования в целом. То есть, указывают, какая именно информация должна быть на вывеске и стенде. Согласно требованиям, информация, необходимая потребителям, должна размещаться в месте, доступном для ознакомления.

Что подразумевается под местом, удобном для ознакомления?

В контексте судебной практики такое место отвечает 2-м критериям: доступность и удобство расположения покупательского уголка с точки зрения самого покупателя. Этот вывод подтвержден реальной судебной практикой. Но конкретных условий, которые определяют удобство и доступность, не существует. Поэтому выполнение указанных критериев придется оценивать самостоятельно.

Кроме обязательной информации, в потребительском уголке также размещаются дополнительные данные, имеющие значение при оказании услуг из сферы розничной торговли или бытового обслуживания. Законодательно наличие такой информации на потребительском стенде не установлено. Но это не значит, что Роспотребнадзор не будет проверять присутствие таких данных. Составим перечень подобной информации.

2. Что должно быть в уголке потребителя

  • Закон РФ № 2300-1 от 07.02.1992 г., который регламентирует защиту прав потребителей. Обратите внимание, что вариант данного документа, распечатанный самостоятельно из Интернета или прочих источников, проверяющие не всегда принимают в качестве надлежащей информации. Инспектор может потребовать размещение печатной версии данного Закона, аргументируя это тем, что покупатели должны иметь правильную информацию. А Интернет-версия не всегда может быть достоверной.
  • Книга предложений и отзывов.
  • План эвакуации при возникновении пожара.
  • Правила пожарной безопасности.
  • Правила предоставления бытовых услуг (для тех, кто оказывает таковые).
  • Прейскурант на предоставляемые услуги (если субъект предпринимательской деятельности их оказывает).
  • Телефоны контролирующих органов и экстренных служб.
  • Данные о внеочередном обслуживании некоторых категорий населения.
  • Информация о запрете реализации определенных видов продукции (табачные изделия, спиртное) несовершеннолетним лицам.
  • Для общепита и торговли – санитарно-эпидемиологические правила.
  • Прочие правила, которые регулируют осуществляемую деятельность.

3. Фото готовых уголков потребителя

Вот несколько покупательских уголков, для примера:

4. Классификация для потребительского стенда

Документы, подлежащие к размещению на потребительском стенде, условно делятся на несколько категорий:

1

Санитарные правила. Если вы осуществляете реализацию продуктов питания или деятельность в сфере общепита, необходимо разместить на стенде соответствующие правила. Это СП 2.3.6.1066-01 и 2.3.6.1079-01, утвержденные постановлениями главного санврача РФ № 31, датированного 08.11.2001 г., и № 23 от 07.09.2001 г.

2

Нормативные акты. Это Закон № 2300-1, регламентирующий права потребителей, и правительственное постановление №55, датированное 19.01.1998 г., которое устанавливает правила реализации некоторых категорий товаров. Также на стенде могут быть размещены разноплановые спецправила, регулирующие определенные направления бизнес-деятельности (например, бытовое обслуживание или продажу медикаментов).

3

Данные о продавце. Это копия регистрационного свидетельства, лицензии (при необходимости лицензировать вид деятельности). Иногда местные власти устанавливают собственные правила. Например, в столичных торговых точках нужно размещать на потребительском стенде санэпидемзаключение о том, что данный объект отвечает санитарным требованиям, с приложениями списка предоставляемых услуг либо выполняемых работ, ассортиментного перечня выпускаемой/продаваемой продукции. Эти требования утверждены распоряжением № 31 отдела потребрынка Правительства Москвы, датированным 30.05.2003 г.

4

Книга отзывов. Согласно 8-му пункту Правил, книгу необходимо предоставлять по требованию покупателя. Ее удобно расположить на стенде, но это не является обязательным.

5

Контрольные измерители. Если вы работаете с мерной продукцией, в потребительском уголке нужно разместить контрольный метр либо весы.

6

Прочая информация. Это телефоны/адреса контролирующих инстанций и экстренных служб. К первым относится районное УВД, департамент по защите потребительских прав, управление Госторгинспекции, остальные компетентные организации. Если вы реализуете спиртное/табак, на стенде должно быть сообщение о запрете продажи подобной продукции несовершеннолетним лицам.

7

Правила пожарной безопасности, а также эвакуационный план магазина.

Касательно других документов (ассортиментный перечень, сертификаты качества, используемые формы обслуживания) жестких требований не существует. Исключение представляют случаи, когда размещать подобную документацию на стенде требуют местные власти. Но подобная документация должна находиться в месте продажи или предоставления услуг. Она предъявляется при проверках либо по запросу клиентов.

Наполняемость потребительского уголка зависит и от вида осуществляемой бизнес-деятельности. Так, в аптеках стенды могут содержать нормативную документацию, касающуюся отпуска жизненно необходимых медикаментов. Это установлено правительственным постановлением №393, датированным 08.04.1999 г. В парикмахерских нужно разместить информацию о санитарных правилах, выдвигаемых к помещению/оборудованию.

Не размещение дополнительной информации на потребительском стенде не влечет за собой административного наказания. Это не значит, что ИП или юридическое лицо не должны иметь такую информацию. Ведь региональное законодательство может закреплять свои требования/правила, касающиеся наличия у субъектов, осуществляющих бытовое обслуживание либо розничную торговлю, определенных нормативных документов. Как и потребительский стенд, подобная информация должна находиться в месте, доступном и удобном для ознакомления.

5. Вопросы на тему оформления потребительского уголка

Можно ли необходимую информацию разместить не на отдельном стенде, а в папке, которая будет находиться рядом с прилавком?

Внешний вид потребительского уголка, как и место его нахождения в торговой точке, законодательством не установлены. Единственное условие: все данные должны предоставляться в доступной и наглядной форме.

Важно, чтобы потребитель мог самостоятельно ознакомиться со всеми документами. Поэтому не рекомендуется размещать их в стеклянных витринах закрытого типа, ведь требование доступности будет нарушено. Обычно потребительский уголок – это стенд с прозрачными кармашками для бумажных листов.

Вариант с папкой тоже имеет право на существование. Главное – поместить ее на виду и обеспечить покупателям свободный доступ к документам. На такой папке следует разборчиво написать: «Информация для потребителей».

Считается ли нарушением размещение Закона о защите потребительских прав на стенде в распечатанном виде?

На этот счет не установлено особых требований. Следовательно, и санкций не будет. Но инспекторам больше нравится, когда на стенде помещают типографские версии документов. К тому же, такой стенд выгляди более внушительно.

Но если речь идет о распечатке из правовых официальных баз (это указывается на всех страницах автоматически), претензий и вопросов тоже не возникнет. Распечатки, сделанные из сетевых ресурсов, выглядят сомнительно.

Нужно ли размещать на потребительском стенде журнал, в котором отмечаются ревизии и контрольные проверки?

Данный журнал должен быть в торговой точке, но на стенде его размещать не обязательно. Указанный журнал содержит информацию о выполненных проверках: название контролирующей инстанции, даты начала/завершения проверки, суммарное количество времени, подписи инспекторов. Конечно, его можно поместить на стенде. Но потребителям не обязательно знать о проведенных ревизиях.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля

<
Google Plus
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

E-Mail: Day-Deneg.ru@yandex.ru

ICQ: 6060648восемь8

О сайте

DayDeneg.Ru это уникальный проект, на котором вы сможете найти бизнес-идеи разных тематик со всего света, подобрать типовой бизнес-план или выбрать понравившуюся франшизу из каталога, а так же оценить все прелести и хитрости креативной рекламы современности. Все это и много другой полезной информации по теме «малого бизнеса» вы всегда сможете найти на страницах нашего портала. Начните свой бизнес с нуля!