Управление конфликтами в организации

В переводе с латыни слово конфликт буквально означает бой или столкновение. Однако, опыт эволюции и многочисленные исследования психологов однозначно доказывают, что у конфликта существует достаточное количество положительных моментов. О том как вести себя в конфликтной ситуации мы и узнаем из данной статьи.

Управление конфликтами в организации

Во всем виноваты гены

Как оказалось, склонность к конфликтам заложена в человеке природой. Точнее будет сказать, что у нас детерминирован уровень агрессии. А, чем выше уровень агрессии, тем легче человек идет на конфликт и тем меньше психологических последствий для такого человека возникает в результате столкновения.

уровень агрессии

Связано это с уровнем чувствительности нейронов к концентрации определенных химических веществ – нейромедиаторов, повышающих уровень агрессии. Низкая чувствительность характерна для людей, чувствующих себя в конфликте достаточно комфортно.

При этом, интересны две вещи.

1

Низкая чувствительность характерна для людей склонных к доминированию и руководящим ролям.

2

Вторая же интересная вещь заключается в том, что если не стимулировать клетки мозга постоянными конфликтами, их чувствительность со временем повышается, и человек начинает раздражаться и буквально «взрываться» по малейшему поводу.

Отсюда два вывода.

1

Чем легче вы идете на конфликт и комфортнее себя в нем чувствуете, тем выше у вас способность руководить другими.

2

Вывод второй – организму вредна спокойная жизнь без периодических встрясок.

Управление конфликтами в организации

«Тихушники» чаще всего таковыми и остаются, но хорошая новость в том, что на восприятие конфликта оказывает влияние среда и, как и многое другое, эта способность тренируема.

Ищем плюсы и методы управления конфликтами

Почему же некоторые все же выскажутся за поддержание, а иногда и специальное создание конфликта?

Дело в том, что у этого не совсем приятного для многих явления можно насчитать до десятка положительных сторон.

  • Диагностика – мелкие конфликты дают понять, что в группе (организации, коллективе) не все благополучно. Это дает возможность изменить регламенты и правила, ликвидировав причины возникновения конфликтов в зародыше. Хуже, когда все молчат, а потом молчание заканчивается взрывом, приводящим к критическим последствиям;
  • Функция развития. Многие из нас сталкивались с тем, что приход нового лидера (начальника, директора) сопровождается конфликтом. «Болото», в которое он попал, активно сопротивляется. Но, если ему хватает сил и смелости на это пойти, «болото» приобретает толчок к развитию. Естественно, те, кто тянул всех назад, «отвалятся» в процессе, но для прогресса они как раз не и нужны;
  • Конфликт, как психологическая разгрузка. Не секрет, что после того, как выскажешь вслух наболевшее, становится легче. Опять же, результатом может быть разрыв отношений, но «горькая правда» быстрее уладит ситуацию, чем «сладкая ложь»;
  • Контроль и поддержание баланса власти. Никто еще не отменял принцип «разделяй и властвуй». Гораздо легче управлять коллективом, имеющим несколько социальных групп, нежели единой группой с одним неформальным лидером. Тогда руководителю приходится конкурировать с этим лидером. И, если он в чем-то ему уступает (не важно, объективно или субъективно), то стабильность структуры под угрозой;
  • Создание и соблюдение норм. То есть, если отсутствие норматива или существующий норматив вызывают постоянные конфликты, значит, нужно создавать новый норматив;
  • Одна из главных положительных сторон конфликта – стремление к цели. Что есть конкуренция, если не конфликт? Цель, умело направленная вовне – один из лучших рычагов ее достижения.

В принципе, каждый из нас может поискать для себя и другие плюсы конфликтов. Главное понять, что негативное восприятие конфликта, прежде всего, зависит от того, как мы к нему относимся (ну, и от генов, как оказалось). Стоит пересмотреть это отношение, и тогда появится реальная возможность использовать конфликт во благо и себе и своей организации.

Не зря у конфликта плохая репутация

Хотя уже понятно, что конфликт не всегда так страшен, как о нем думают многие и управление конфликтами и стрессами возможно, стоит выделить и его негативные стороны и последствия.

у конфликта плохая репутация

Как ни крути, конфликт – это все же стресс. Люди переживают по этому поводу, и это снижает производительность и качество труда, а так же ухудшает психологическую ситуацию в коллективе. Замеры показывают, что на конфликты тратится около 15% рабочего времени.

Конфликты могут вызвать чрезмерную конкуренцию, которая часто выходит за рамки производственной и, как и сам конфликт, не редко переходит на личные отношения. В нормальном состоянии кажется, что поссориться из-за работы просто глупо, особенно старым друзьям. Тем не менее, это достаточно частое явление.

Как вести себя в конфликтной ситуации

Конфликт провоцирует перенос внимания с рабочей цели на сам процесс конфликта, а так же затрудняет коммуникацию групп или людей, призванных взаимодействовать в рамках выполнения задач. Имеет место сокрытие информации, иногда даже критической.

Частые конфликты увеличивают текучесть кадров и со временем ухудшают репутацию организации или предприятия.

Откуда идут корни всех конфликтов

Какой бы ни была причина конфликта, для его анализа и благополучного разрешения всегда стоит помнить, что у конфликта всегда есть субстрат. То есть, ограниченный ресурс, за который идет борьба. Проблема в том, что этот ресурс не всегда настолько очевиден, как может показаться.

управление конфликтами в организации

Все вокруг думают, что борьба идет за должность, а реальным ресурсом оказывается внимание симпатичной сотрудницы. Или наоборот. Часто это не совсем ясно даже прямым участником конфликта.

Причины возникновения конфликтов

Это могут быть разные нормы или ценности.

1

Взаимозависимые задачи – одна из главных причин производственных конфликтов. Вспомните, как часто в вашей компании сотрудники выясняют, кто главнее, продажники или производство, маркетинг или бухгалтерия и так далее.

2

Неопределенность полномочий, должностных инструкций, обязанностей так же является серьезной причиной конфликта. Человеку при трудоустройстве говорят одно, а на деле оказывается совсем другое.

3

Любые разделения людей по какому-то признаку, особенно неформальному (кто получил премию, а кто нет; награжденные и ненагражденные; полевые и офисные).

4

Непрозрачные системы оплаты труда и вознаграждений в особенности. Это сильнейший конфликтогенный фактор в первую очередь именно для рабочих конфликтов. Происходит так, потому что все связанное с вознаграждением ассоциируется в рабочей среде как индикатор справедливость - несправедливость.

5

Психологическая несовместимость так же часто является предпосылкой конфликта, но чаще всего на рабочем месте подавляется и трансформируется в конфликт только при наличии дополнительных факторов.

То, какие виды и уровни конфликтов встречаются на рабочем месте, а самое главное, как вести себя в конфликтной ситуации и справляться с ней, поговорим в следующий раз. А пока, всем малоконфликтного дня. Следите за анонсом и участвуйте только в тех конфликтах, которые делают вашу жизнь лучше.

Здесь вы можете написать комментарий

* Обязательные для заполнения поля

<
Google Plus
Наши партнеры
Читать нас
Связаться с нами
Наши контакты

E-Mail: Day-Deneg.ru@yandex.ru

ICQ: 6060648восемь8

О сайте

DayDeneg.Ru это уникальный проект, на котором вы сможете найти бизнес-идеи разных тематик со всего света, подобрать типовой бизнес-план или выбрать понравившуюся франшизу из каталога, а так же оценить все прелести и хитрости креативной рекламы современности. Все это и много другой полезной информации по теме «малого бизнеса» вы всегда сможете найти на страницах нашего портала. Начните свой бизнес с нуля!